dtb.com.ua

Идеологическая и воспитательная работа

Приоритетной линией идеологической и воспитательной работы в учреждении образования являются последовательное и активное содействие учащимся в  личностном становлении гражданина и патриота своей страны, профессионала, ответственного семьянина. Воспитание является составляющей частью образования и отражает интересы личности, общества и государства.

  Цель воспитания - формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации учащихся в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

 Для достижения цели воспитания в колледже осуществляются  решение следующих  задач:

-формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся  на основе государственной идеологии;

-подготовка к самостоятельной жизни и труду;

-формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

-культуры безопасности жизнедеятельности;

-овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;

-формирование культуры семейных отношений;

-создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

 

 Содержание воспитания реализовывается в соответствии:

-  Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011г.

 № 243-3;

-  Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020 г.г.

-  Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на  2016-2020 г.г.

-  Государственная программа "Образование и молодежная политика" на 2016 – 2020 годы: утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь

-Комплекса мер по профилактике безнадзорности, правонарушений, пьянства, наркомании среди несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов детей в Гродненской области на 2016-2018 годы.

-  Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы

-Программы сотрудничества учреждения образования с Православной Церковью 2015- 2020 г.г.

-  Разработан план мероприятий по выполнению Комплексного плана по профилактике суицидного поведения.

Локальные документы колледжа: Устав колледжа, Программа развития колледжа на  2016-2020 гг., Комплексная программа по организации идеологической и воспитательной работы в УО «Лидский государственный музыкальный колледж» 2016-2020гг. «Воспитание. Личность. Профессия», программно-планирующая документация воспитания, а также  использование потенциала учебных дисциплин, факультативных занятий, различных форм внеучебной деятельности.

 Для осуществления цели и задач, которые стоят перед  воспитательной службой, упор в  работе осуществлялетсясогласно следующим требованиям:

-  осуществление воспитания на уровне, обеспечивающем его высокое качество (эффективность /результативность);

-  соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;

-  системность и единство педагогических требований;

-  реализация концептуальных подходов к воспитанию;

-  создание условий для развития творческих способностей  учащихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

-  преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуально-личностных, гендерных особенностей  учащихся, их здоровья, потребностей и интересов;

-профилактика противоправного и небезопасного поведения, зависимостей, поддержка учащихся, находящихся в социально опасном положении;

-применение интерактивных форм и методов работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, реализация подхода «равный обучает равного»;

-педагогическая поддержка органов самоуправления,  молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

 

Основными составляющими воспитания  являются:

-  идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и является основой всего содержания воспитания, представляет собой  элемент всех направлений воспитания, направленных на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, способной на адекватное отношение к происходящему в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие  основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

-гражданское и патриотическое воспитание -  формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры;

-духовно-нравственное воспитание-приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;

-поликультурное воспитание - формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;

-  экономическое воспитание;

-воспитание культуры безопасности жизнедеятельности- формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

-эстетическое воспитание - формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

-воспитание психологической культуры - развитие и саморазвитие личности;

-воспитание культуры здорового образа жизни -   формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

-экологическое воспитание -  формирование экологической культуры личности;

-семейное и гендерное воспитание - формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

-трудовое и профессиональное воспитание - понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

-воспитание культуры быта и досуга - формирование  ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.


В своей работе педагогический коллектив, кураторы учебных групп, СППС, воспитатель формируют условия для  развития таких личностных качеств  учащегося как:

-становление мировоззрения, нравственного самосознания, социальных, политических, религиозных, культурных и других убеждений; начало практической реализации серьезных жизненных планов;

-  морально-нравственных принципов;

-  профессиональное и личное самоопределение;

-  формирования  позитивных социальных установок;

-  повышенное внимание к внутреннему миру ;

-  формирование избирательных эмоциональных отношений между девушками и юношами;

-  проявление уважение к культуре и традициям белорусского народа, а также культуре других народов.

Ведущими видами деятельности в процессе учебного года являются: учебная, трудовая, профессиональная, общественная, досуговая.

 

Идеологическое воспитание

 Идеологическое воспитание реализовывается в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние, развитие гражданского общества.

Идеологическое воспитание осуществляется в ходе образовательного процесса, затрагивает повседневную внеучебную и досуговую деятельность.

Последовательное усвоение учащимися основ научных знаний, прежде всего с предметами  социально-гуманитарных дисциплин, является предпосылкой освоения ими гуманистических ценностей, формирования научного мировоззрения, волевых качеств, культуры поведения и деятельности.

 Политическая культура – важнейшая составляющая общей культуры личности, одна из основных форм проявления общественного сознания в виде устойчивой  мировоззренческой позиции и практических действий, в которых выражается социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве. Толерантность выступает как составляющая политической культуры.

 Содержание воспитательной работы по формированию политической культуры личности определяется обретением обучающимися социального опыта и предполагает усвоение политических знаний, формирование ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, опыта общественной деятельности, понимания сложности социально-политических процессов, умение делать выбор и нести за него ответственность.

 В реализации формирования  политической культуры учащихся в колледже проводится следующая работа:

-ознакомление обучающихся с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте идеологии белорусского государства;

-изучение истории, обычаев и традиций белорусского народа и народов других стран;

-формирование умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму;

-разнообразие организационных форм воспитания;

-вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность, выработка способности противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций.

-педагогическая поддержка социальных инициатив.

 В работе учитываются возрастные особенности при формировании политической культуры личности.

 Информационная культура определяется как качественная, динамичная характеристика жизнедеятельности человека в области передачи, хранения и применения информации, основанная на информационно-коммуникационной компетентности личности. Информационная культура способствует овладению знаниями, умениями, навыками в области информационных технологий и позволяет эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Информационная культура предполагает воспитание личной ответственности за распространение информации.

 Работа по формированию информационной культуры  в колледже  направлена на выработку самостоятельного, критического восприятия информации, умений пользоваться информационными ресурсами, критически воспринимать, оценивать информацию, анализировать ее, выделять главное, превращать полученную информацию в собственное знание, проявлять инициативу, находить решение проблем.

 Составным элементом формирования информационной культуры,  является обеспечение информационной безопасности, которая понимается как состояние защищенности  учащих, при котором минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию учащихся.

 В реализации формирования информационной культуры учащихся в колледже проводится следующая работа:

-создана  информационно-образовательная среда, направленная на формирование системно-информационной картины мира и информационной компетентности обучающихся;

-использование в воспитательном процессе ресурсов «медиаобразования» (СМИ: прессы, радио, телевидения, Интернет);

-осуществление качественного отбора, системность и адресность информационного воздействия (проведение семинаров политинформаторов, информационных часов) ;

-стимулирование активности и проявление творческой инициативы обучающихся в практической деятельности (работа с интернет – ресурсами в рамках  профессиональной направленности);

-обеспечение информационной безопасности участников образовательного процесса (систематический контроль).


 

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 Гражданственность - интегративное качество личности, ориентированной на достойное, ответственное и социально значимое исполнение социальных ролей.

Патриотизм – система знаний, ценностей, практических действий личности, общества и государства, направленных на развитие, процветание и обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; мировоззренческое основание и глубокое чувство любви к своему Отечеству, готовность защищать его.

 Содержание воспитания по формированию гражданственности и патриотизма  ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности. Работа  направлена на воспитание социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.

 В колледже  созданы следующие условия для воспитания гражданственности и патриотизма учащихся:

-осознание  сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа

-воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;

-формирование морально-психологической и физической готовности учащихся к выполнению конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; формирование нравственной, правовой и политической культуры;

-повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;

-пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;

-неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;

-развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка  молодежных общественных объединений, ученического  самоуправления;

В рамках преподавания предметов: «Основы социально – гуманитарных  наук», «Обществоведение», «Основы идеологии», «Основы права», «История Беларуси», «Всемирная история», изучаются законы, символика Республики Беларусь. Проходят открытые уроки по формированию гражданско – патриотической  культуры учащихся, используются методы обыгрывания конкретных ситуаций. Изучается этимология названий географических объектов своего края:  историко – культурных памятников, городов, деревень, рек и т.д.

Знакомство с фольклором и белорусской культурой проходит в рамках предметных дисциплин «Белорусское  музыкальное  творчество», «Белорусская  музыкальная  литература», «Музыкальный  фольклор». Функционирует экспедиционная деятельность кружка  «Спадчына». География исследования – Лидский регион.

В колледже проходят единые дни информирования, информационные и семинарские занятия, где освещаются  вопросы  общественно–политического характера. Создано информационное воспитательное пространство с использованием современных компьютерных технологий, а также условия для формирования информационной культуры учащихся.

Организована деятельность кружков:

« Позиция»

«Лидер»

«Краеведческий»

«Библиотечный»

«Будущий семьянин»

«Спортивный»

Предметные кружки

В рамках работы предметных кружков проходит изучение истории учреждения образования, лучшего педагогического опыта. Данные исследований  используются в музейной педагогике.

Организуются выставки презентации персональных авторских работ учащихся по фотографии, рисунку.

Работают музеи:

этнографический «Спадчына»;

историко-культурный  музей К.Горского.

Приобщение учащихся к изучению  культур других народов, воспитание уважения к ним происходит посредством межкультурных мероприятий, творческих праздников.

Учащиеся колледжа ведут активную волонтерскую деятельность, сотрудничая с ГУО "Радунская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с трудностями в обучении имени И.А. Котова", ГУО “ Социально – педагогический центр”, ГУ “ Отделение круглосуточного пребывания для инвалидов и одинокопроживающих”.

В учебном заведении организована работа общественных объединений:

ППО учащихся и сотрудников колледжа

ПОО “ БРСМ”

ПОО “ Белая Русь”

ПОО “ БОКК”

ПОО “ Союз женщин”

ПОО “ Красный крест”

ПОО “ ОСВОД”

ПОО “ Фонд Мира”

Молодежный отряд охраны правопорядка

Антинаркотический отряд “ Парус надежды”

Регулярно проводятся встречи с представителями районных и областных общественных объединений.

Учащиеся и преподаватели принимают активное участие в молодежных акциях в поддержку белорусской государственности.

По вопросам совершенствования гражданско-патриотического воспитания систематически проводятся заседания педагогического совета,  методических объединений кураторов учебных групп, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин.

Систематически проводятся воспитательные (тематические) мероприятия с использованием современных интерактивных форм по актуальным проблемам гражданско – патриотического и национального воспитания, концертные выступления деятелей культуры страны, творческих коллективов и солистов учреждения образования.

 Правовая культура личности – совокупность правовых знаний и способность их полной и правильной реализации в различных видах деятельности. Правовая культура предполагает сочетание правовых знаний с нравственными  и ценностными ориентациями личности.

 Содержание воспитательной работы по формированию правовой культуры личности  направлена на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимание обучающимся ответственности за противоправные действия. Формирование адекватной самооценки личности обучающегося и поведения, которое проявляется в реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей как гражданина Республики Беларусь, в готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.

  Созданы следующие условия воспитания правовой культуры учащихся:

-совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся, в том числе посредством действенной системы ученического  самоуправления;

-организация правового просвещения педагогических работников, обучающихся и их законных представителей; профилактика противоправных действий;

-создание в учреждении образования атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности;

-использовались разнообразного содержания методы, приемы и средства правового воспитания;

-контроль (самоконтроль) за соблюдением прав и обязанностей обучающихся;

-взаимодействие учреждения образования, семьи, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций, других заинтересованных в правовом воспитании обучающихся.

В колледже работает орган самоуправления Совет общежития, Совет колледжа, проводятся занятия на правовые темы, в рамках которых  организуются встречи с представителями правоохранительных органов, круглые столы, встречи с работниками прокуратуры.  Проводятся следующие мероприятия: беседы «Путешествие в мир права», «Этика общения», «Инструктаж по правилам безопасного поведения в летний каникулярный период», встреча с инспектором ИДН Лидского РОВД на тему: «Административные и уголовные правонарушения и ответственность за них», просмотр видеофильмов по проблеме алкогольной и наркозависимости: «Право на жестокость», «Охота за разумом», «Забыть как сон» и др. с последующим анализом данных проблем. Разработан совместный план работы педагогического коллектива учреждения образования с ИДН по формированию правой культуры и повышению правового сознания учащихся. Осуществляется работа Совета по профилактике. Заседания Совета проводятся ежемесячно.

Социальным педагогом сформирован банк данных на учащихся, состоящих на различных видах учета: учащихся, стоящих на учете в ИДН, внутриколледжном контроле; список учащихся из категории группы риска, находящихся в СОП. Разработаны и реализуются индивидуальные планы работы по всем категориям учащимся, состоящим на всех видах учета.

В рамках деятельности социального педагога и педагога – психолога проводятся мониторинги социальной и гражданской зрелости учащихся; тестирования по выявлению личностных особенностей, уровня адаптированности  учащихся; исследование социального окружения учащихся групп, их ценностных ориентаций и социальной направленности; выявление учащихся склонных к асоциальным поступкам; изучение позиции учащихся по актуальным проблемам молодежи.

Учреждение образования взаимодействует с представителями военного комиссариата, воинских частей, ветеранских организаций, объединений воинов – интернационалистов, а также деятелями культуры и искусства.

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 Духовно-нравственное воспитание  направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение учащихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям.

 Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя формирование у обучающихся представлений о нравственных основах общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сочувствия и сопереживания, любви, доверия и расположения к людям; долга и др.), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия, честности, справедливости, скромности и деликатности, трудолюбия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдение правил этикета и др.).

  Условиями для духовно-нравственного воспитания являлись:

-духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников, законных представителей обучающихся;

-нравственно благоприятная среда, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;

-накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках ;

-педагогическая поддержка потребности личности в духовно-нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;

-реализация духовно-нравственного потенциала личности во всех видах деятельности;

-опора на культурные и духовно-нравственные традиции белорусского народа, использование потенциала общественных, религиозных, детских и молодежных организаций.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Поликультурное воспитание  направлено на формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму.

Содержание поликультурного воспитания включает усвоение многоплановых ценностей и традиций, подготовку к межкультурному взаимодействию. Поликультурное воспитание основывается на принципах толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства и сосуществования социальных групп, представителей рас, религий, этносов.

Для  поликультурного воспитания в колледже  созданы следующие условия:

-организация воспитательной среды, благоприятной поликультурной атмосферы, способствующей налаживанию межкультурного диалога;

-информирование преподавателей о  современной национальной и конфессиональной ситуации, современных молодежных субкультурах;

-формирование у педагогических работников установки на позитивную обратную связь с обучающимися, независимо от их культурной принадлежности;

-организация исследовательской и проектной деятельности в области поликультурного воспитания; вовлечение обучающихся в обсуждение особенностей культурной самоидентификации, причин межкультурных конфликтов.

-формирование национального самосознания, дальнейшее развитие ценностных ориентаций на формирование культуры межнационального и межконфессионального общения, организация межкультурного взаимодействия.

 

Экономическое воспитание

 Экономическое воспитание  направлено на формирование экономической культуры личности, характеризующейся владением базисными основами экономических знаний, умениями и навыками деловой активности, самостоятельной трудовой жизни, организации собственного дела, готовностью принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности, развитием таких социально востребованных личностных качеств, как инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации.

 Условия экономического воспитания, которые созданы в колледже:

-формирование потребности в экономических знаниях и деятельности;

-развитие экономически значимых качеств личности;

-содействие позитивным молодежным инициативам в инновационной деятельности;

 Учитывая возрастные особенности в процессе экономического воспитания, формируются представления об экономике, возможности максимально реализовать свои способности и собственные силы.

 

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности  направлено на усвоение обучающимися правил безопасного поведения в обществе, на производстве и в повседневной жизни, включало формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется посредством приобщения обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретения знаний и навыков действий в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций. В процессе воспитания происходит формирование представления о необходимости соблюдения мер безопасности, неприятия нарушений правил безопасности жизнедеятельности, формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности, обучение действиям в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Формирование культуры здорового образа жизни  направлено на отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознания своей ответственности за  здоровье; изучение типичных форм и способов повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющих и совершенствующих резервные возможности организма.


Содержание воспитания культуры здорового образа жизни  направлено на усвоение обучающимися  понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям физической культурой и  спортом; формирование культуры питания, труда и отдыха; формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения в целом и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению алкоголя, табачных изделий (в том числе спайсов, электронных сигарет) и наркотических веществ в частности.

Условия воспитания культуры здорового образа жизни:

-осуществляется сотрудничество с семьей, учреждениями здравоохранения, спорта и туризма;

-формируется ценностное отношение к здоровому образу жизни и его пропаганда;

-созданы условия для занятий обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;

Работа по формированию ЗОЖ строится на взаимодействии с врачами-валеологами  Лидского  ЗЦГиЭ,  ИДН и информационной группой Лидского райисполкома.  Проводятся следующие мероприятия:  Неделя спорта и здоровья, акции «Улыбайся с нами»,  «Курить-здоровью вредить», тематические выставки: «Профилактика СПИДа/ВИЧ», «Мы за здоровый образ жизни»,  лекции – беседы с врачом-валеологом Лидского ЗЦГиЭ «Психоэмоциональное здоровье учащихся». Особое внимание уделяется профилактике алкоголизма, наркотиков, табакокурения.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Экологическое воспитание направлено на формирование экологической культуры личности.

Содержание экологического воспитания включает усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности; приобщение к ценностям экологического характера.

 

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Трудовое воспитание  направлено на формирование ценностного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности; выработку качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению более высоких результатов.

  Трудовое воспитание осуществляется при:

-сочетании различных видов трудовой деятельности (в семье, социуме, учреждении образования);

-развитии трудовой активности в процессе организации общественно полезного труда;

-сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм трудовой деятельности;

-обеспечение соответствия содержания и качества трудового воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

-развитие творческого подхода к профессиональной деятельности;

-взаимодействие учреждения образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы.


 Профессиональное становление личности представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетенций обучающихся в процессе учебной и профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности направлено на самореализацию  в учебно-профессиональной деятельности, развитии стремления к осознанному выбору профессии, формировании у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; профессиональную компетентность и разностороннее развитие, формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.

 

ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 Психологическая культура личности – это составная часть базовой культуры личности, позволяющей эффективно самоопределяться и реализовываться в социуме.

Воспитание по формированию психологической культуры личности  направлено на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала ; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации.

Созданы следующие условия:

-создание воспитывающей среды и образовательного пространства, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и эмоционально- ценностной сферы личности;

-психологическое сопровождение и освоение социально-психологических компетенций в образовательном процессе, формирование индивидуально-психологических качеств ;

-психологическое просвещение и диагностика, способствующие самопознанию и саморазвитию.


СЕМЕЙНОЕ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 Семейное воспитание  направлено на  формирование культуры взаимоотношений между полами, ценностного отношения к  браку и семье, представлений о важнейших сторонах жизни современной семьи (быт, распределение финансов, труд и отдых, рождение и воспитание детей, нормативные и правовые основы брачно-семейных отношений и др.); представлений об ответственном супружестве и родительстве, культуре семейных взаимоотношений.

Содержание семейного воспитания включает изучение  правовых основ брачно-семейных отношений, основных функций и закономерностей развития современной семьи, ролевом поведении в семье, особенностях воспитания детей; навыках конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях, проявлении уважения и заботы о близких и старшем поколении; изучение своей родословной.

 Гендерное воспитание состоит в целенаправленном создании условий, способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта, формировании гендерной культуры личности.

 Содержание гендерного воспитания заключается в создании у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; усвоении знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»; формировании понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству; недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетической культуры – элемента культуры человечества, способствующего преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества) в субъективные потребности личности обучающегося.

 Содержание эстетического воспитания включает усвоение искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала  учащихся. Это такие факторы как:

-эстетические потребности личности в эстетизации среды жизнедеятельности;

-соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания;

-эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства личности, культура выражения чувств;

-формирование ценностного отношения к художественному творчеству, традициям своей страны; стремления к их освоению и сохранению.


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА И ДОСУГА

Культура быта – это совокупность знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, которые позволяют эстетически, комфортно и удобно организовать повседневную жизнедеятельность; рационально вести хозяйство, планировать семейный бюджет, выполнять и распределять ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности, осознавать их необходимость для успешной жизнедеятельности и развития личности. Культура быта также включает отношения в повседневной жизнедеятельности, гигиену, культуру потребления, эстетику внешнего вида, одежды, жилища и предметов интерьера, желание заниматься домашним бытовым трудом, умение критически оценивать и контролировать собственную бытовую деятельность.

 Содержание воспитательной работы по формированию культуры быта  направлено на осознание учащимися  значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности.

Ведется работа по выработке комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих рационально вести домашнее хозяйство, самостоятельно планировать семейный бюджет, ответственно выполнять и распределять ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности, ухаживать за маленькими детьми, больными, престарелыми родственниками, эстетически, комфортно и удобно организовать быт, качественно выполнять минимум ремонтных работ, необходимых в быту.

Воспитательная работа осуществляется следующими подразделениями:

Работа СППС связана с реализацией Декретов Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и от 05.05.2009 № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18.

Задача обеспечения социально–педагогического и психологического сопровождения воспитательного процесса решается через комплекс диагностических, аналитических, коррекционных и профилактических мероприятий, установление тесного взаимодействия службы с кураторами учебных групп, преподавателями, руководителями кружков, воспитателем общежития, социального окружения, родителей и других законных представителей учащихся.

СППС проводится работа по анализу личных дел, условиям формирования личности в семье, межличностных отношений в учебных группах, выявлению особенностей  воспитывающей среды в коллективах, знакомству с учащимися, требующими повышенной заботы.

Основными направлениями работы СППС, которые определяются результатами мониторинга качества учебно-воспитательного процесса,  являются:

 - социальная опека и защита, развитие личности учащегося;

 - социально-педагогическая поддержка семьи;

 - повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;

 - социально-педагогическая и психологическая профилактика.

Педагог-психолог проводит ежегодные диагностические мероприятия по изучению личности учащегося, на основании чего составляются рекомендации по воспитанию и коррекции поведения.

Оказывается консультативная помощь по вопросам развития, воспитания и социализации личности, проводится работа в группах, ориентированная на кор­рекцию межличностных отношений.

Консультативная помощь специалистами СППС учреждения образования оказывается участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации воспитанников - строго в границах своей профессиональной компетенции.

Составляются рекомендации кураторам, учащимся, их родителям (по мере необходимости), проводятся социально- психологические тренинги, индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Деятельность по предупреждению гибели детей, детского суицида:

-обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса,

-оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения  семьи, колледжа, друзей и т.д.,

-тренинги поведенческих навыков,

-систематическое проведение кураторами учебных групп, педагогами-психологами воспитательных мероприятий: семинаров практикумов, конкурсов, развивающих занятий и других интерактивных форм, пропагандирующими ценность жизни, позитивное мировосприятие.

На сайте колледжа расположена страничка СППС, на которой отображена необходимая информация, как для учащихся колледжа, так и их родителей.

Особое место в воспитании учащихся отведено кураторам учебных групп.  Деятельность кураторов в колледже осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации работы куратора группы учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, а также Положением о кураторе .

Основными направлениями деятельности  являются: аналитическая и исследовательская деятельность, взаимное посещение мероприятий  внутри  методического объединения с целью обмена опыта и совершенствовании методики, проведение открытых кураторских и внеколледжных мероприятий, рассмотрение  вопросов организации и участия кураторов  в мероприятиях, анализ результатов уровня воспитанности кураторских коллективов и в целом коллектива учащихся колледжа, разработка и обсуждение тем на Совете кураторов по вопросам методики организации  работы куратора учебной группы в УО.

Основными формами работы являются: инструктивно – методические совещания, изучение руководящих документов и передового педагогического опыта, круглые столы, семинары; творческие отчеты кураторов; открытые мероприятия; лекции, сообщения; конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок. Методическая работа участников воспитательного процесса колледжа направлена на развитие профессиональной компетентности, внедрение современных форм воспитательной работы. Ежемесячно в разных формах проводятся методические объединения. Цели и задачи методической работы с кураторами, воспитателями общежитий соответствуют целям и задачам воспитательной работы колледжа. Она предусматривает изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта в процесс воспитания и носит системный характер. Ежегодно СППС,  кураторы учебных групп воспитатели  колледжа принимают участие в методических совещаниях по проблемам воспитания молодёжи.

Координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, преподавателей , учащихся), куратор осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.                                                                                                   

Для оказания методической и психолого-педагогической помощи молодым кураторам в колледже  работает «Школа молодого куратора».

Куратор несет  ответственность за состояние морально-психологического климата в группе учащихся и индивидуально-профилактическую работу. На заседаниях Совета кураторов   оказывается методическая помощь кураторам по  формированию актива учащихся учебных групп, развитию различных форм самоуправления, координации их работы, оказывается содействие организации самопознания, самовоспитания и творческого саморазвития учащегося на основе психолого-педагогической диагностики, которую кураторы проводят совместно с социально-педагогической и психологической службой колледжа. Кураторами учебных групп проводится работа по выявлению учащихся, находящихся в неблагоприятных жизненных обстоятельствах (малообеспеченных, из неполных семей, имеющих проблемы со здоровьем и переживающих стрессовые ситуации).

Кураторы учебных групп ежегодно составляют планы и отчеты по  воспитательной работе. В них отражены все направления воспитательной работы в соответствии с  Концепцией непрерывного воспитания  учащейся молодежи.

С целью изучения педагогического опыта проводятся открытые кураторские часы, анализируется ведение планирующей и отчетной документации.

В колледже активно работает первичная организация ОО «БРСМ». Численность членов данной организации в 2015-2016 учебном году составило 153 учащихся (72% от общего количества). Первичная организация ОО «БРСМ» направляет свою работу на вовлечение молодежи в социально значимую деятельность, приобщение ее к активным занятиям физкультурой и спортом, на пропаганду здорового образа жизни, искоренение пьянства, наркомании, правонарушений в молодежной среде.

Также важную роль в организации ученического самоуправления играет Профсоюзная организация учащихся, численность которой составляет 196 членов (100%).

В целом в колледже создана деятельная система идеологической и воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

 

 

События

Мы в социальных сетях

house-realestate.com

Министерство культуры Республики Беларусь             Rating All.BY  

Яндекс.Метрика