Андрей Петрович (на фото справа)

 

Лидчанин – один из лучших военных дирижеров

Много талантливых выпускников Лидского государственного музыкального колледжа продолжают свое профессиональное образование за пределами Республики Беларусь. Среди них – наш земляк Андрей Петрович. Сегодня он является студентом Московского военного института (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Это уникальное военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военных дирижеров с высшим музыкальным образованием для Вооруженных сил Российской Федерации и иностранных государств.

За многолетнюю славную историю института из его стен вышли лауреаты международных и всероссийских конкурсов, многие выпускники имеют почетные звания и государственные награды. Возглавляемые ими оркестры и ансамбли песни и пляски округов ведут широкую концертно-просветительскую деятельность в Российской Федерации и за ее пределами.

Не является исключением и Андрей Петрович. За время обучения в Военном институте (военных дирижеров) Военного университета уроженец Лидчины стал лауреатом трех международных конкурсов: VI международного конкурса «Муза мира» («Современное искусство и образование») – 3 место, на XII и XIV международных фестивалях-конкурсах «Музыка Классика» занял 2 и 1 место соответственно в номинации «Инструментальное исполнительство». Андрей является лауреатом творческих конкурсов Военного института (военных дирижеров) в номинации «Дирижирование» в 2011, 2012 гг. Награжден медалями, почетными грамотами и благодарностями от Министра обороны РФ за участие в торжественных маршах 9 мая на Красной площади 2010 и 2012 гг., посвященных 65-ой и 67-ой годовщинам победы в Великой Отечественной войне, и 7 ноября на Красной площади 2010 и 2011 гг., посвященных 69-ой и 70-ой годовщинам исторического парада 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Как лучший студент на курсе, неоднократно поощрялся ценными подарками и почетными грамотами от начальника Военного университета за высокие показатели в учебе и военной дисциплине.

Андрей Петрович – один из многих выпускников талантливого педагога Лидского музыкального колледжа Станислава Станиславовича Мишкеля, воспитавшего не одного лауреата международных конкурсов.

В очередной раз успехи и награды Андрея Петровича подтверждают высокий уровень лидской школы игры на духовых инструментах.

 

Чтобы освоить волынку, профессиональному музыканту Андрею Петровичу потребовалось полгода.

А еще он узнал, что в этом инструменте есть «25-й кадр».

 

Военный дирижер, начальник оркестра 6-й гвардейской механизированной бригады Андрей – обладатель небольшой, но очень интересной коллекции музыкальных инструментов. Кроме шотландской волынки, есть у него шалюмо, дудук, окарина и сопилка. Как они звучат, можно услышать на концертах оркестра. Например, произведение с шотландской волынкой звучало во время плац-концерта на День Независимости. Играли белорусскую, украинскую и русскую народную музыку.

- Во время учебы в Военном институте военных дирижеров в Москве посчастливилось познакомиться с преподавателем, заслуженным артистом России Вениамином Мясоедовым, который не только коллекционирует инструменты разных народов, но и мастерски владеет ими. В общем, настоящий человек-оркестр, - вспоминает Андрей.

- Его выступление меня, еще первокурсника, очень впечатлило. Стало самому интересно освоить необычные инструменты. И начал я с шалюмо. Это предок современного кларнета и саксофона. Появился он в Древнем Египте около 2700 лет до нашей эры. Изготавливается из специального красного дерева. За свой чарующий звук инструмент получил большое распространение, в том числе на Востоке.

Он  на самом деле завораживает, окутывает, словно отгораживает от окружающего мира – недаром эту музыку называли музыкой для усполкоения. А играть на шалюмо можно самые разные мелодии, в том числе современную инструментальную музыку.

Прекрасно звучит с духовым оркестром и большая шотландская волынка, давняя мечта Андрея. Правда, она не так проста, как может показаться на первый взгляд.

- Самое любопытное, что строй современной шотландской волынки – 446 Гц, а все классические музыкальные интрументы настраиваются в 440 Гц. Изготавливается волынка в тональности си-бемоль и си-бекар, что дает ощущения появления 25-й тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра».

Волынка хоть и духовой инструмент, но уж очень своеобразна по технике игры на ней. Профессиональные музыканты поймут, а для тех, кто знает об инструментах примерно тоже, что и я, поясню. Есть у волынки так называемый бурдюк, который во время игры наполняется воздухом. Этот бурдюк сжимается предплечьем левой руки, чтобы создать тот самый непрерывный поток воздуха, который и лежит в основе звука. Чтобы звук был ровным, сжимать надо ровно настолько, сколько воздуха в этот бурдюк вдувается ртом. В общем, задача совсем не из легких.

Еще одна сложность для музыканта – научиться играть не подушечками пальцев, как это обычно, а средними фалангами. Андрей вспоминает, что первое время плохо чувствовал игровые отверстия на гантаре, пришлось развить повышенную чувствительность средних фаланг пальцев.

- Думал, волынку освою за месяц. В итоге понадобилось полгода. Чтобы владеть волынкой в совершенстве и стать виртуозом, понадобится год или больше.

И это, напомню, для профессионального музыканта, который с детства играет на духовых инструментах.

Есть в коллекции Андрея и дудук, на котором он пока не играет. Этот инструмент за сотни лет своего существования совершенно не изменился. С виду чем-то напоминает дудочку. На деле – намного сложнее. Учитывая опыт с волынкой, на его освоение музыкант дает себе год. У сопилки или шалюмо, например, все относительно просто: открыл пальцем игровое отверстие – получил ноту. Здесь разные ноты получаются в зависимости от того, больше или меньше мы открываем отверстие. Разница – в миллиметрах. Если поместить трость в воду на 10-15 минут, лепестки начнут раскрываться – и инструмент зазвучит. Правда, не сразу красиво. Дудук надо «разыграть»: тростник набирает влагу, и трость постепенно раскрывается, меняя строй. В процессе игры приходится специальным хомутиком поджимать трость, чтобы музыкальный строй оставался неизменным. Впрочем, это нужно только для исполнения современных мелодий. Хотите услышать дудук в его первобытном звучании – прочь хомутик.

Самый древний инструмент в небольшой коллекции Андрея Петровича – окарина, которая изготавливается из глины. Ее Андрей любит за первобытность. Возраст окарин – 12 тысяч лет, и за это время инструмент совершенно не изменился, поэтому и звуки его первобытные, точно такие, как несколько тысячелетий и столетий назад. Более молодой инструмент – сопилка, которую еще называют пастушковым инструментом.

- Наша история, в том числе и музыкальная, очень богатая. Мне безумно интересно не только самому узнавать ее, но и делиться этим со слушателями. Когда довелось выступать в Московской консерватории имени Чайковского, подходили музыканты и спрашивали, что это за инструменты, - рассказал Андрей. Интересны они и людям, которые не связаны с музыкой профессионально. Ведь эти инструменты, из которых вышло современное исполнительство, создавали наши предки. Сегодня они завораживают слушателя – сколько раз такое наблюдал! Думаю, звуки воздействуют на нашу генетическую память. Мне самому доставляет огромное удовольствие играть на этих инструментах. И очень здорово, что их могут увидеть и услышать гродненцы на наших концертах.

Адрес

Колледж: ул. Советская, 3, 231300, г. Лида

Общежитие: ул. А. Мицкевича 38 корпус 2, г. Лида

Контактная информация

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Phone: +8 (0154) 52 25 39

Fax: +8 (0154) 52 25 39